Жестянщики

» — Пора, — сказал Лек. — Теперь самое время. Поем песню собственника и беремся за этот жирный мусор. У нас сегодня удачный день.

Вольф осторожно толкнул Чива локтем в бок и вполголоса спросил:

— Почему мы не можем сэкономить время? Кто может доказать, что мы не пели песню собственника?

— Никто, — ответил Чив.

— Так в чем дело?

— Мы сами будем знать, что не спели песню. Сами. И это будет видно по нашим лицам, по нашим движениям, по голосу. И если другая шарага предъявит права на нашу кучу, они почувствуют это. Да и мы будем знать, и у нас не хватит упорства, уверенности в своей правоте, чтобы ее защитить. Понимаешь?»

Леонид Кудрявцев “Третий вариант”

Для убежденных бродяг выживать скопом сподручнее и веселее. Даже в самых пустынных и гиблых местах можно вдруг обнаружить пестрый табор или группку колоритнейших личностей, азартно роющихся среди руин, останков машин или просто куч довоенного хлама. Их называют по-разному: жестянщики, диггеры, копари, шукари, мусорщики, сталкеры, свалкеры, пролазы, бомжи, цыгане, утильмены и прочее в том же духе. Они — это те, для кого способом существования стали сбор в обезлюдевших местах всего, что может представлять хоть какую-то ценность, и торговля добытым с теми, у кого есть чем заплатить. Жестянщики могут достать чуть ли не все, что угодно, из того, что можно найти в старых развалинах или поменять на рынке, и продают сравнительно недорого, но их находки бывают небезопасны. Радиация, химические яды, зараза – обычные обстоятельства этого промысла. По совместительству они часто берутся чинить, лечить, развлекать, гадать, передавать сообщения.

Жизнь жестянщиков проходит в постоянном движении: от объекта к объекту, от месторождения к месторождению, от свалки к свалке. Вся Пустошь — их родной дом.


Происхождение

Таборы Жестянщиков родились в тех лагерях беженцев, обитатели которых поняли, что возврата к привычному миру уже не будет. Что бесполезно ждать, когда кто-нибудь сильный и добрый накормит, согреет и защитит. Что сейчас — и в обозримом будущем — существуют только голод, холод и опасность. А значит нужно брать судьбу в свои руки и думать своей головой. И пока сотни тысяч беженцев постепенно умирали в распадающихся лагерях Красного Креста, другие активно искали средства пропитания. Рукастые и умные люди могли из подручных материалов делать что-то полезное другим — и продавать это. Пока поколение менеджеров ожидало спасения, которое так и не пришло, работяги и инженеры нашли применение своим умениям. Так возникли Жестянщики — мирные, пока их не трогают, дружелюбные, пока их уважают, умеющие сделать из дерьма конфетку и найти того, кто ее будет готов купить. Они без печали расстаются с ненужным им барахлом, которое для кого-то может стать большой ценностью. С другой стороны, Жестянщики часто ценят откровенный хлам, находя в нем какой-то скрытый смысл, известный лишь им.

Жестянщики ходят туда, куда не ходит никто, и даже по нынешним меркам отличаются пестротой внешнего вида. Они понимают, что настанет время, когда мусор, оставшийся от цивилизации, закончится, и придется искать другие способы существования. Но пока до этого дня далеко. Остается немало не до конца исследованных руин, еще не откопаны все бывшие свалки, а в некоторых интересных местах уже выдыхается опасная химия, до сих пор препятствовавшая раскопкам.


Социальное устройство и образование

Жестянщики изначально вобрали в себя немало людей со средним и высшим инженерно-техническим образованием. В дальнейшем их деятельность требовала поддержания этого уровня. Как результат, сейчас Жестянщики имеют достаточно высокий для Пустошей уровень образования. Кузнецы, слесари, электрики, химики, электронщики, биологи — они мастера на все руки, поскольку приходится приводить в порядок добытый хлам. Среди них есть неплохие ветеринары и врачи — и фермеры, и бродяги рады их квалифицированной (по меркам мира) помощи. Конечно же не бесплатной.

Социальная их организация – табор, родо-племенное образование из нескольких семей сообща кочующих и добывающих полезности из мусора. Структура может сильно варьироваться в зависимости от личности предводителя: от жестокой диктатуры армейского типа или религиозной секты до анархо-демократической коммуны, исповедующей свободную любовь. До тех пор пока это не мешает делу и коллективному выживанию Жестянщиков вообще и коммуны в частности – любая идеология уместна. Недовольные просто отколются от табора и примкнут к другому.

Обычно в таборе главный Папаша (Отец, Батя и проч.) либо Мамаша (Мать, Маман и проч.) – наиболее опытный и везучий (а соответственно, и самый старый) из коммуны. Важно отметить, что Жестянщики практически поголовно грамотны, что редкость на Пустоши.

Жестянщики скрытны по-отношению к внешнему миру и дружны внутри своего коллектива,  у них сильно развиты чувство локтя и взаимовыручка. Они поддерживают постоянные связи с другими группами, противопоставляя себя внешнему миру. Способны принять в свои ряды чужака, однако тот должен проявить себя как надёжный человек, достойный доверия.

Обыденная жизнь

Основа благополучия Жестянщиков — поиск полезных вещей. Развалины, подвалы, засыпанные свалки, бункеры, воронки, обочины дорог — их хлебная нива. Большая часть полезных вещей давным-давно унесена, но цепкий взгляд опытного искателя способен найти ценную мелочь там, где до него прошли десятки грабителей и мародеров. Ржавая гайка, обрывок ткани, нитки, крышки от пива, кусочек микросхемы — они ничем не брезгуют. Зачастую поиски эти опасны: мины, радиация, токсины или болезнетворные бактерии — обычные спутники “ништяковых залежей”. Однако Жестянщики умеют с ними бороться или предохраняться.

Жестянщики очень ценят оригинальные карты и книги. Основная практика: выкачать из них максимум пользы, снять себе копию, а оригинал загнать. Одновременно с этим, они постоянно торгуют списками и копиями карт и книг различной степени достоверности. Активно меняются ими между таборами. Покупающий у Жестянщиков копию достаточно сильно рискует нарваться на подделку. Сами Жестянщики в этом ничего предосудительного не видят: хочешь достоверной информации – изволь раскошелиться. Равно не брезгуют и воровством (в форме: «быстро сп…ил и пошёл – называется нашёл»), хотя официально это порицается Папашами и Мамашами, но школоту не остановить. Когда привыкаешь брать то, что тебе нужно из окружающего пространства, – очень трудно пройти мимо нужной вещи, валяющейся без дела на виду и без хозяина.

Между группами происходит активный обмен и торговля информацией, впрочем стараются информацию об «объектах»  на сторону не уводить – дабы уменьшить возможную конкуренцию со стороны чужаков. Любят распускать преувеличенные слухи про ужасы и опасности могильников и свалок – дабы отвадить левых. Остальную же информацию Жестянщики распространяют свободно. Они, своего рода, радио Пустошей; если не допытываться у Жестянщика, откуда он приволок свои железяки, – он с радостью поделится с вами свежими слухами с другого конца планеты. Вот только насколько им можно верить? Очень любознательны, ибо это способствует выживанию, постоянно тянутся к новым знаниям и информации, могущей помочь в их деле. В том числе и цифровом виде.


Верования

Верования могут быть самые различные. Пока это не во вред делу и общине – молись кому хочешь и как хочешь.

Однако, есть одна общая традиция, которая распространена в большинстве таборов. Это уважение и слегка мистическая вера в Знания. Точная научная информация уже изрядно сдобрена всевозможными домыслами, суевериями и колдунствами. Однако все еще остается достаточно верной, чтобы эффективно применять ее на практике. Уступая настоящим академическим учёным и специалистам, Жестянщики стоят на голову выше простых обывателей Пустошей за счёт постоянной практики и самообразования в своей области. И если в крупных поселениях местные мастера способны составить им конкуренцию, то на фермах и дорогах им нет равных.

Однако к точному академическому знанию часто примешивается мистика в отношении сложных технических объектов, особенно электроники.


Украшения и тайные знаки

«Мюсс сделал странный жест рукой, словно согнал с лица невидимую мошку.

— О! — промолвил пастух. — Я вижу, ты знаешь охранные знаки. Прости за попытку тебя спровоцировать.

Мюсс склонил голову:

— И ты прости меня за то, что я похож на того, кого можно дешево купить.»

Леонид Кудрявцев “Третий вариант”


Сложная социальная структура, приверженность своему роду-табору выработали у Жестянщиков сложную и своеобразную систему опознавательных знаков. Они имеют форму украшений — и чужаки никогда не распознают, какая из десятков побрякушек является просто висюлькой, а какая рассказывает об своем владельце не меньше, чем в старое время паспорт.

В украшениях шифруется название табора, специализации и степень мастерства Жестянщика, количество его детей и его половая ориентация, его религия и хобби.

Изготавливают Жестянщики эти украшения из мусора: кусочков микросхем, транзисторов, бутылочных крышек, стреляных гильз и пуль.

Про Черный день и Охоту

«Все живут теперь как будто на вулкане,

Беспокойный нынче все-таки народ!

Сейчас бы спрятаться куда-нибудь на остров в океане -

Потому в кустах мы прячем пулемет…»

Секрет “Песня гномов”

Шумная, пестрая орава Жестянщиков может показаться безобидным балаганом — как правило они не таскают свое оружие напоказ, предпочитая яркие, красивые украшения. Однако все знают, что оружие у Жестянщиков есть и порой весьма мощное. У Жестянщиков в обычае устраивать в Пустоши тайники, помечая их одними им известными знаками. Там хранится много ценного, прибереженного на Черный день, — вода, еда, медикаменты, боеприпасы и, конечно, оружие. Когда же Черный день приходит, Жестянщики, оставляя обычные свои шутки и веселье, извлекают на свет редкое и хорошее оружие и устраивают Охоту на своих обидчиков.

Если кто-то серьёзно обидит Жестянщика, то визит голодранцев в лохмотьях с мощными стволами в руках — лишь вопрос времени. И кара постигнет не только его, но и всех его родных и близких. Остовы сожжённых ферм и разгромленные банды налетчиков —  тому свидетели. Пуля из снайперской винтовки, противопехотная мина или даже ракета с тепловым наведением — в тайных запасах Жестянщиков может быть много неожиданных вещей. Поговаривают, что есть там и устройства, дающие возможность больно укусить и более крупных противников, чем банды налетчиков. Установки залпового огня, зенитные ракеты, танки и тактические ядерные заряды — вот что молва приписывает этим оборванцам. Хотя, когда их самих спрашивают или предлагают продать за хорошую цену — они только улыбаются и молчат.

Аналогично мести, распространяется и благодарность Жестянщиков – если ты помог табору, то и ты, и твои родные могут рассчитывать на помощь со стороны любого из Жестянщиков Пустоши. В рамках разумного, естественно.

Разумеется слухи об расправах над врагами и помощи друзьям активно приукрашиваются, распространяются и распускаются самими Жестянщиками для усиления эффекта. Жестянщики ловко используют молву: поразить врага обманом и не попасться при этом – считается гораздо большей доблестью, чем просто досадить ему.

Среди многих искателей приключений ходят рассказы о счастливцах, которым удалось найти тайник Жестянщиков, избежав смертоносных ловушек. Самое большое везение при этом — быстро толкнуть товар, а потом попытаться исчезнуть в Пустоши, пока обиженные Жестянщики тебя не достали.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


девять − = 2

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>